Версия для слабовидящих Коми кывйöн

Кто такие коми-ижемцы и создание Ассоциации «Изьватас»

Среди  этнографических групп народа коми, пожалуй, наибольшей спецификой своей культуры обладают ижемцы (изьватас). Начало формирования группы ижемских коми приходится на конец XVI в. В период между 1568 и 1575 гг. на р.Ижме, притоке нижней Печоры, была основана Ижемская слобода. По преданиям, ее основателями стали переселенцы из Глотовой слободы на верхней Мезени и из Усть-Цилемской слободы, основанной за четверть века до того новгородцем Ивашкой Ласткой. Долгое время Ижемская слобода являлась единственным населенным пунктом коми на нижней Печоре; лишь в конце XVIII в. вокруг нее разросся куст новых поселений: Мохча, Сизябск, Гам, Бакур, Мошьюга.

        В XVII-XVIII вв. процесс формирования самой северной этнографической группы коми в основном был завершен. В результате длительного межэтнического смешения и этнокультурного взаимовлияния у ижемцев выработались своеобразные черты в антропологическим типе, возник особый ижемский диалект языка коми с существенными заимствованиями в лексике из русского и ненецкого языков, произошли изменения в традиционном  хозяйственном комплексе, определились и другие существенные отличия от остальных этнографических групп коми.

Переняв у ненцев оленеводство, ижемцы за относительно короткий период превратили его в товарное производство, совершив в этой отрасли настоящую революцию. Именно они освоили и разработали совершенно уникальную модель оленеводства, совместив в своей культуре кочевые навыки ненцев, бытовую культуру - русских, сохранив при этом культуру этническую - коми-зырян. Нигде в мире нет «бригадно-вахтового» способа оленеводства, такого, как в России. Основу этому дал опыт ижемцев, отказавшихся от постоянной кочевой жизни и научившихся пригонять стада на зимний период к своим сёлам.

Постоянно растущее поголовье оленьих стад гнало ижемца на восток и на запад российского Севера в поисках новых пастбищ. Саамы, ненцы, ханты, манси становились соседями ижемцев. В XIX в. ижемцы значительно расширили территорию своего обитания. Был основан ряд поселений по всей средней Печоре, ижемцы заселили приток Печоры р.Усу, осели в Большеземельской и Канинской тундрах, перевалили Урал и основали свои поселения на Оби, большая их группа переселилась  на Кольский полуостров.

Окончательное становление ижемского этноса можно отнести, видимо, к середине XIX века. Именно тогда ижемца в малице привыкли уже видеть на российских и зарубежных ярмарках. Ижемские купцы строят в своих селах школы и храмы, до сих пор поражающие своей простой изысканностью и величием. Строят электростанции и замшевые заводы, потому что именно замша входит в моду и приносит огромные прибыли.

А в 1914 году начинается первая мировая война, затем октябрьский переворот 1917 года и гражданская война. Ижемский край становится местом самых кровопролитных боев гражданской войны: здесь было, что делить. Только отдельным купцам-оленеводам удалось со своими стадами уйти на запад – в Норвегию, Финляндию. И сейчас еще там проживают их потомки.

Ижемская система оленеводства была фактически разрушена мероприятиями, принятым государством в 20-е годы. Постепенно терялась связь с ижемцами, переселившимися на Кольский полуостров и за Урал. Но вдали от этнической родины они сохраняли свой язык, традиции, культуру и продолжали заниматься тем, чем занимались их предки – оленеводством. И совсем не случайно Большая Советская Энциклопедия до 1953 года выделяла ижемцев в отдельную национальную группу.

  После 1921 года, когда была создана Коми Автономная Область (с 1936 г. – Коми АССР) начался процесс культурной унификации коми. Был разработан и принят новый алфавит, создан литературный язык и началось его нормирование, создана национальная школа. Поскольку литературный язык  создавался в основном на основе присыктывкарского диалекта, постольку уже на начальном этапе национально-культурного строительства в Коми области имели место определенные сложности. В частности особенно сильное недовольство методами культурного строительства проявилось на Ижме.

         Тем не менее, ко второй половине ХХ в. процесс консолидации коми  был в целом завершен и общеэтническое самосознание стало однозначно доминировать над локальным сознанием, а прежние локальные этнонимы потеряли свою актуальность и в основном были забыты.

Однако ижемцы оказались наименее интегрированы в общее культурное пространство коми, чему способствовало периферийное положение группы и культивируемая в массовом сознании историческая память, сохранению которой способствовала групповая солидарность.

         Политическая мобилизация этничности, которая началась в конце 1980-х – начале 1990-х гг., привела не только к росту политической активности коми и актуализации общего этнического самосознания, но и способствовала актуализации  локального самосознания, формированию этнополитических организаций, основанных на исторической памяти о прежних этнографических группах коми. Крупнейшей из этих организаций стала Ассоциация коми-ижемцев «Изьватас».

В конце марта 1990 года в Москве в Большом Кремлевском дворце состоялся первый съезд народов Севера, куда были приглашены и представители коми-ижемцев. На нём были приняты Программа и Устав Ассоциации малочисленных народов Севера Советского Союза., избран Совет Ассоциации, принята Декларация и обсужден проект постановления Совета Министров СССР «О комплексной программе дальнейшего развития экономики и культуры малочисленных народов Севера на 1991-1995 годы и на период до 2005 года».

В принятой резолюции в частности говорилось: «Мы, представители коренного населения Севера, Сибири и Дальнего Востока - объявляем о создании Ассоциации малочисленных народов Севера. Её цель - объединить наши силы в борьбе за выживание. Время иллюзий прошло, настало время серьёзных раздумий и конкретных дел». В Программе Ассоциации было записано: «Ассоциация малочисленных народов Севера Советского Союза общественная организация, ставя своей главной целью защиту интересов малочисленных народов Севера, отмечает, что издержки прошлых десятилетий привели к тому, что современный уровень их развития характеризует - наличием застойных процессов в экономике традиционных отраслей хозяйства, производственной и социальной инфраструктуры, забвением культуры и духовных ценностей этих народов».

         А 19 сентября 1990 года состоялся Ι учредительный съезд коми-ижемцев, на котором и была официально учреждена Ассоциация коми-ижемцев «Изьватас».

«Главными задачами нашей будущей ассоциации должны быть:

  • защита и осуществление суверенных прав и интересов коми-ижемцев на всех уровнях управления;
  • сохранение и развитие культурной самобытности коми-ижемцев, проживающих в Коми АССР и за её пределами;
  • развитие связей между другими народами финно-угорской группы, проживающими в нашей стране;
  • развитие международник связей с народами Севера и других стран.

С целью реализации стоящих перед нами задач было бы целесообразно избрать Совет создаваемой ассоциации. Оргкомитет предлагает сформировать его в составе представителей каждой группы коми-ижемцев, проживающих в республике и за её пределами с высокой профессиональной подготовкой в порядке 15-17 человек. Кроме того, мы должны высказать свою просьбу о принятии нашей ассоциации в ассоциацию народов Севера», -  так закончил свой доклад Виталий Филиппович Канев, председатель оргкомитета съезда, секретарь Ижемского райкома КПСС, председатель Ижемского районного Совета народных депутатов. Он и был избран первым руководителем Ассоциации коми-ижемцев «Изьватас». С 1993 по 1996 гг. Ассоциацию возглавляла Нина Степановна Дегтярева, а с 1996 по 2003 гг. – Федор Григорьевич Вокуев.

Позиционирование «Изьватас»

         Долгое время Ассоциация «Изьватас» ограничивала свою активность культурно-просветительской деятельностью. Безусловной заслугой Ассоциации явилось установление прочных контактов с изьватасами, живущими компактно в Мурманской области, Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. В 2000 году на IV съезде Ассоциации было решено оформить ее юридически как Коми республиканское общественное движение (КРОД) коми-ижемцев «Изьватас».

После того,  как в Ижемском районе Коми возникло довольно активное движение «зеленых», которое выступало за сохранение родовых угодий ижемцев и против экспансии нефтяных компаний в районе, и после того, как активисты экологического движения вошли в состав «Изьватас»,  его влияние существенно возросло, а само движение четко осознало приоритеты своей деятельности, которые не всегда согласовывались с политической линией общекоми движения.

 Важной вехой в политическом позиционировании движения «Изьватас» послужила подготовка и проведение переписи населения 2002 года. В августе 2002 г.  отделение КРОД «Изьватас» села Ловозеро Мурманской области приняло обращение к своим сородичам в Коми с призывом обозначить свою национальность в ходе переписи не как «коми», а как «коми-ижемец» или «изьватас». В сентябре того же года Совет  движения практически единодушно объявил о своей поддержке  этого обращения. Тогда же ижемские активисты и поддержавшие их депутаты МО «Ижемский район» выступили с призывом включить ижемцев в Перечень коренных малочисленных народов, официально утвержденный правительством РФ в 2000 году.

От республиканского движения к межрегиональному

28 июня 2003 г. в Ижме прошел пятый съезд движения «Изьватас», на котором присутствовали Глава РК Владимир Торлопов и тогдашний министр культуры и по делам национальностей РК Мария Кузьбожева. Съезд принял решение добиваться придания ижемцам  статуса «коренного малочисленного народа». Это решение не было поддержано ни общекоми движением (организация «Коми войтыр»), ни властями республики. Более того, было заявлено, что ижемцы есть коми и никакой особой спецификой не обладают, а  от «Изьватас» потребовали доказать, что коми-ижемцев можно и нужно считать «коренным малочисленным народом Севера». Тем самым были нарушены  базовые права, на которые должна опираться культурная этнонациональная политика: право на отличие и право на культурную свободу.

Пятый съезд полностью переизбрал Совет и Президиум движения, а председателем была избрана Ануфриева Валентина Ивановна. Именно благодаря ее настойчивости КРОД «Изьватас» в 2004 году было принято в Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и в том же году представители движения участвовали в работе V съезда АКМНСС и ДВ РФ. Делегаты «Изьватас» выступили на съезде с меморандумом, а выступление В.Т. Семяшкиной было одним из самых ярких на форуме.

На VI съезде «Изьватас» в 2006 году было решено Коми республиканскому общественному движению «Изьватас» придать статус Межрегионального общественного движения, каковым он и являлся де-факто к этому времени.

«Изьватас» на современном этапе

В настоящее время МОД коми-ижемцев «Изьватас» — массовое Общественное объединение этнической группы коми-ижемцев, не имеющее членства, открытое для всех физических лиц независимо от национальных и иных признаков, преследующее социальные и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками движения. Является правопреемником Ассоциации коми-ижемцев «Изьватас».

Организационно-правовой формой МОД «Изьватас» является общественное движение, имеющее статус юридического лица.

Высшим руководящим органом «Изьватас» является Съезд, который созывается Советом «Изьватас» не реже одного раза в четыре года. Съезд избирает Совет «Изьватас», председателя Совета и ревизионную комиссию. Руководящим органом «Изьватас» в период между съездами является Совет «Изьватас». При Совете создаются комиссии по основным направлениям деятельности движения: по связям с регионами РФ, районами и городами РК, с общественными объединениями и формированиями; по координации   деятельности по реализации решений Съездов движения и Совета «Изьватас», по организации общественных акций, мероприятий; по социально-экономическим, экологическим проблемам; по сохранению и развитию культуры, образования, языка, истории, национальных традиций, народного художественного творчества, художественных промыслов.

В период между съездами и заседаниями Совета исполнительно-распорядительным органом является Президиум Сове­та МОД «Изьватас». Совет и Президиум Совета МОД «Изьватас» функционируют на общественных началах, в организации нет оплачиваемого штата.

Организация объединяет изьватас, организованных по территориальному и этническому признакам в 12 региональных отделениях и  землячествах. Это единственная организация, полномочно представляющая коми-ижемцев. В составе Совета МОД «Изьватас» - 23 представителя движения из разных регионов проживания коми-ижемцев,  в составе президиума 11 человек, большинство из которых проживает в Ижемском районе Республики Коми, где находится руководство движения. Актив МОД «Изьватас» в региональных отделениях и землячествах  объединяет не менее 100 человек.

С октября 2004 года МОД коми-ижемцев «Изьватас» является членом Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Вместе с экологическими общественными организациями Комитет спасения Печоры и Комитет защиты среды обитания ижемцев МОД «Изъватас» защищает исконную среду обитания коми-ижемцев и право на традиционный образ жизни, занимается организацией общественного контроля выполнения природоохранного законодательства компаниями, работающими в районах проживания коми-ижемцев.

Благодаря активным и настойчивым действиям МОД «Изьватас» в начале 2000 годов были прекращены попытки организации незаконной нефтедобычи в республиканском  комплексном заказнике в бассейне реки Сэбысь (притока Ижмы) на территориях традиционного природопользования коми-ижемцев. В Ижемском районе впервые в республике представители нефтедобывающей компании (ЛУКОЙЛ-Коми) вынуждены были вступить в партнерские отношения с общественностью – жителями территории, на которой работает компания: было принято первое в республике соглашение о социальном партнерстве. Общественный контроль соблюдения природоохранного законодательства, организованный МОД «Изьватас» совместно с Комитетом спасения Печоры, заставил приостановить строительство нефтепровода «Макарьёльское месторождение – терминал Ираёль» до проведения  требуемого законом согласования с населением через проведение  общественных слушаний.

В течении  длительного времени «Изьватас» добивался организации встречи  руководства космодрома «Плесецк» с населением района. В 2003 году были отправлены письма в адрес руководства космодрома по данному поводу, а весной 2004 года члены Совета КРОД «Изьватас» обратились к Главе Республики Коми Торлопову В.А. с просьбой о содействии такой встречи. После того, как республиканские власти подключились к решению вопроса, встреча была организована, но только не в Ижемском районе, а в Сыктывкаре. С района на встрече смогли присутствовать только председатель движения Ануфриева В.И. и ее заместитель Терентьев Ф.Ф. На этой встрече они изложили свои требования и довели до руководства космодрома озабоченность ижемцев  падением отработанных ступеней ракет-носителей на территорию района.

      В августе 2004 года Совет повторно обратился к Главе РК с просьбой о необходимости такой встречи на уровне района, однако вопрос пока так и не решен.

В 2008 г., когда изыскательскими  партиями, работающими на строительстве газопровода Бованенково – Ухта, были незаконно заняты и нарушены оленьи пастбища, находящиеся в аренде у сельскохозяйственного производственного кооператива коми-ижемцев «Оленевод» (территория городского округа «Воркута»), также удалось защитить интересы оленеводческого хозяйства.

МОД «Изьватас» через своих представителей работает в составе Коми правозащитной коалиции, несколько представителей МОД «Изьватас» являются депутатами Советов поселений и  Совета муниципального района «Ижемский».

МОД «Изьватас» проводит большую просветительскую работу с населением: в 2005 – 2007 годах совместно с Комитетом спасения Печоры был реализован эколого-краеведческий просветительский проект «Мы – дети Пармы» (организация и проведение цикла научно-практических эколого-краеведческих конференций школьников), в котором приняли участие педагоги и учащиеся всех школ Ижемского района. Исследовательские и аналитические работы школьников были изданы отдельным сборником.

По инициативе МОД «Изьватас» в 2005 и 2006 годах в Ижемском районе были проведены районные конференции по сохранению и развитию традиционного природопользования, по организации этнотуризма и аграрного туризма, после чего туризм реально начал развиваться в районе.

В целях сохранения и развития традиционного щадящего природопользования  МОД «Изьватас» инициировал проведение ежегодного Праздника охотника в деревне Ласта, который проводится в последние годы в масштабе района. Возрожден народный праздник «Луд», получивший статус межрегионального, на который собираются изьватасы со всей России.

Выше перечисленные реализованные инициативы и проекты МОД «Изьватас» – только часть обширной деятельности общественного движения, направленного на защиту интересов и прав коми-ижемцев, на сохранение традиционного природопользования и культуры изьватас.

Движение четко осознало приоритеты своей деятельности, которая уже не вписывается в рамки этнокультурной, и получила ярко выраженную правозащитную направленность.

Есть вопросы по COVID-19 – звоните на номер 122Социальный навигатор Республики КомиПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ
 
         
Портал государственных услуг РФ  Портал государственных услуг Республики Коми Общественная палата Республики Коми Портал закупок Оценка населением муниципальной власти  Инвестиционный портал Работа в России Сплошное наблюдение ПФР Открытые данные