Версия для слабовидящих Коми кывйöн

Материальная культура

Памятники архитектуры и градостроительства:

Церковь Преображения Господня

Огромные, величественные храмы парили над нарядными крашеными домами. Колокола гудели, и торжественный звон разливался в чистом воздухе солнечного дня. Главным украшением «столицы» Ижемского края был величественный храм — церковь Преображения господня, который бы сделал честь любому губернскому городу. Внутренне убранство этой церкви было поразительно по пышности и богатству.

В 1700 году в Ижме был большой пожар, истребивший большую часть домов и церковь со всем ее имуществом и архивом. Вместо сгоревшей в 1728 году была устроена и освящена новая деревянная одноэтажная церковь Преображения Господня. В 1773 году ижемцы соорудили новую деревянную церковь, в которую была внесена древняя уцелевшая храмовая икона Преображения Господня. Но ввиду непрочности этого деревянного сооружения прихожане в 1801 году попросили разрешение на постройку каменной двухэтажной с колокольнею над папертью. Строительство каменной церкви началось в 1806 и закончилось в 1828 году. Деревянный же Преображенский храм был разобран.

Здание каменной Преображенской церкви до сих пор является архитектурной доминантой для села Ижмы и его окрестностей. Над обычным кубом храма — очень высокий свод барочного вида с мощным световым барабаном и огромной широкой главой, нависающей над барабаном. Этот силуэт вызывает представление о могучем «столпе», который среди окружающих его северных просторов производит впечатление большой мощи, особенно с дальних подходов.

Ижемцы гордятся своим храмом — второго такого на всем Севере не было и нет.

Церковь Вознесения Господня в селе Мохча — еще один памятник градостроительства. Мохченская Вознесенская церковь с приделом Иоанна Предтечи построена согласно указу духовной консистории от 16 февраля 1830 года. Строительство закончилось в 1838 году.

Здание церкви с внешней стороны имело вид креста. Престолов в нем было три: в главном холодном храме в честь Вознесения Господня, в теплом — с южной стороны в честь Собора Иоанна Предтечи, с северной стороны — в честь Введения во храм Пресвятой девы Марии.

Трехъярусная высокая колокольня того же времени стояла отдельно, как в обычае было ставить колокольни на Ижме. Отчасти это объясняется традицией, идущей от народного деревянного зодчества, отчасти неудачами при возведении на Ижме колоколен над папертью — они проседали, давали трещины и их приходилось разбирать. Колокольня не сохранилась.

В интерьере храма была стенная живопись, выполненная в 1889 году художником Александром Шишевым.

В 1875 году при церкви в Мохче для обучения детей открыто сельское училище, в котором в 1893-1894 годах обучалось 65 мальчиков и 11 девочек. В октябре 1897 года в Мохче начала свою деятельность женская церковно-приходская школа, где в 1900 году обучалась 41 девочка. Были еще 4-классное высшее начальное училище, начавшее свою деятельность с 1 сентября 1910 года и 2-классное приходское училище Министерства народного просвещения.

Священник П. Михайлов не только хорошо изучил язык местных жителей, но и составил правила и таблицы по изучению ижемско-зырянского языка с указанием особенностей его. Свой труд он назвал "Практическое руководство к изучению ижемско-зырянского языка". Издана эта работа в Архангельске в 1873 году.

В связи с этим следует напомнить, что переводческой комиссией Архангельского епархиального комитета православного миссионерского общества составлены были и «Азбука для зырян и ижемцев», «Славяно-русско-ижемский словарь».

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1843-1854) с. Сизябск

Церковь в Сизябске возникла позже каменных церквей в Ижме и Мохче, и художественный облик ее, пожалуй, более выразителен. Способствует этому впечатлению и удачная постановка здания на возвышенности, господствующей над селом.

По виду и этот храм решен в духе архитектуры своего времени, но есть в нем деталь, хотя и нарушающая целостность ее облика, не дающая основание определить, что это здание могло возникнуть только на Севере — это декор окон. Оконные проемы декорированы каменными наличниками в виде колонок с перехватами и с раскрепованным карнизом вверху. Очевидно, строители знали узорочье Устюга и Сольвычегодска, да и сами могли быть из тех земель — ведь своих каменных дел мастеров на Ижме не было.

Строительство церкви началось в Сизябске в 40-е годы 19 века, когда жители богатеющего на оленеводстве села собрали необходимые средства на устройство собственного храма. Получив благословение епископа Архангельского Георгия, сизябцы вместе с жителями окрестных деревень приступили к постройке церкви, которая по их замыслу не должна была уступать по красоте и убранству Ижемскому и Мохченскому храмам. Отдельно отстоящую колокольню возвели в 1872-1878 гг. по проекту Мохченской. В начале 1938 года церковь была закрыта, а в 1940-х гг. разобрана колокольня. И только в 1993 году Благовещенский храм был возвращен православной общине, с конца 1995 года в храме начались ремонтно-реставрационные работы. Благовещение — один из самых почитаемых местными жителями праздников. В этот день издавна на коленях, вымаливая грехи, приходили люди с дальних и близлежащих деревень и сел района.

Церковь вселенских святителей — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста в деревне Ласта.

Храмовый комплекс церкви Собора Пресвятой Богородицы в деревне Мошьюга — уникальные творения рук человеческих.

Деревянные церкви были произведениями высокого мастерства и вдохновения. Народ называл их «дивными и великими».

Деревянные церкви в нашем районе имели в основном один тип: они небольшие, одноэтажные, большинство из них одноглавые, с колокольней.

Возле церкви стоит трех ярусная колокольня, построенная из лиственницы в 1884 году, обшитая тесом. Это красивое сооружение было создано местными плотниками под руководством мастера Канева из Краснобора. Колокольня, которую местные жители называют «Пизанской башней» из-за перекоса, признанная уникальным памятником деревянного зодчества на Русском Севере.

Изба Филиппова Ф. С. 1790 года постройки. Примечательно, что в этом доме, впитавшем и пронесшем в себе историю Ижмы с 18 века, все еще живут потомки.

В конце 19 века распространились двухэтажные дома с мезонинами и без. Здание Ижемского районного историко-краеведческого музея — дом одного из самых богатейших купцов, дом купца Норицина. Двухэтажное деревянное здание с мезонином, прямоугольное в плане, дополненное с правой стороны двухэтажным крыльцом с крытым балконом. Фундаменты и перекрытия здания деревянные, углы рублены «в лапу», четырехскатная, крытая двумя рядами теса и кровельным железом, мезонина — двускатная.

В декоре фасада: окна обоих этажей украшены наличниками накладной резьбы. Карниз — резным подзором, балкон — ажурной решеткой.

Рядом с центральным входом 1.05.1964 установлена чугунная доска (0,7x×0,51×0,015 м), окрашенная бронзовой краской.

На доске надпись: «Здесь помещался штаб красных партизан в период с 1918-1919 гг.», а в настоящее время размещается отдел образования

Дом Попова В.М. (1872 года постройки) ныне в стенах этого здания расположен Ижемский районный историко-краеведческий музей

В центре села Мохча, на пригорке, стоит один из красивейших памятников деревянного зодчествадом богатого оленевода Батманова .

Уникальным по своему значению является кладбище деревни Ласта, в котором сохранились надмогильные памятники древнейших захоронений.

— К памятникам истории относятся братские могилы красноармейцев, убитых белогвардейцами в селах Ижма, Кельчиюр, Мохча, Мошьюга.

Археологические памятники

Городище «Поганый Нос», датировка Х — Х IV в.

Этнография

Интересно посмотреть крест в селе Сизябск, на котором прикреплены лоскутки с крестами, по поверьям, от болезней глаз можно избавиться только таким способом. Этот старый крест перекошен, лоскутки наверху от дождей и снега потрепались и держатся на одном дыхании, а внизу — новые лоскутки, нынешних жителей.

Жив еще и «скoт молебен» в деревне Гам. Вырезанные на старославянском языке слова и молитвы хоть и пожелтели от времени, но читаемы. И в Ольгин день уже не освящают скот, но каждый житель помнит о его сакральном значении — предотвращать от падежа и болезней.

Украшенные орнаментом бытовые вещи (детская колыбель, ложка, козяль) и сейчас привлекают внимание этнографов и исследователей традиционной культуры. Наличие украшения указывает на сакральный, символический, а не только утилитарный характер вещи.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ
 
         
Портал государственных услуг РФ  Портал государственных услуг Республики Коми Общественная палата Республики Коми Портал закупок Оценка населением муниципальной власти  Инвестиционный портал Работа в России Сплошное наблюдение ПФР Открытые данные